Часть I. Долгожданная даль.
Старт
Позади долгие месяцы ожидания и
подготовки, ну и, конечно же, настает день, когда туго набитые рюкзаки оседлали
плечи своих хозяев, и началась совсем другая жизнь, где вместо стола – зеленая
трава, вместо электроплиты – костер,
диван и квартиру на этот месяц заменят спальный мешок палатка.
Нашу
группу в составе шести человек представляют люди разных возрастов и
специальностей, но объединенных одной целью и мечтой – путешествием в Восточном
Саяне со сплавом по сложнейшей Саянской реке Онот. Самый младший в группе Козин
Андрей, ему 17 лет, старший комаров Анатолий – житель города Мыски, где возглавляет
городской спорткомитет, ему 54 года. Профессиональный фотограф из Междуреченска Забоев Александр. Так же
междуреченцы Паршуков Сергей – спасатель ВГСЧ, Козина Светлана – работник ЖКХ и
автор этих строк. Ритмично постукивают колеса пассажирского поезда Новокузнецк
- Чита, уносящего нас все дальше от
родных мест к озеру Байкал. В соседнем вагоне едут наши земляки – группа под руководством
Володи Яковлева. Их цель – сплав по рекам Хайт – Белая. Двое суток ж/д пути
пронеслись как одно мгновение в шумной компании единомышленников. Станция
Слюдянка встречает нас солнечной погодой. От вокзала до озера Байкал 200 м. Спешим на берег
священного озера. Чистейшая вода с голубоватым оттенком и острозубые пики
Хамар-Дабана и Баргузинского хребтов, опоясавших озеро – это захватывающее
зрелище. Вода в озере на редкость терпимая для купания. Вся группа купается,
после чего традиционные 100
грамм и отличный закусь байкальским омулем, который
здесь продают на каждом шагу и во всех
видах.
Докупаем
недостающие продукты и, наняв микроавтобус, отчаливаем от гостеприимной
Слюдянки. Впереди семичасовой автомаршрут к началу активной части в истоки реки
Китой. Сюда в царство Саянских гор пробита технологическая дорога к золотым
приискам. Ночуем на берегу реки Самарта, здесь ее можно перейти вброд, не
замочив колен. Впереди пятьдесят километров пешеходной заброски и три перевала
в верховья реки Онот к началу сплава.
У
мужиков выходной вес рюкзака за 60
кг. Это обусловлено тем, что маршрут, который мы
планировали пройти, предельно сложный. На реке Онот пять протяженных каньонов с
высотой стен более ста метров и два сложных каскада порогов, где необходим
полный арсенал альпинистского снаряжения, продуктов более чем на месяц, полный
комплект бивуачного снаряжения и снаряжения для сплава, а это бубель – плот,
двухместный катамаран, гидрокостюмы,
каски, спас - жилеты и многое другое. Решаем преодолевать перевалы челноком,
разделив груз пополам. Это конечно дольше, но зато сохраняем основные силы для
сплава – важнейшей части маршрута.
Пешка.
Ночлег
устроили на берегу реки Самарта, притока Китоя. Сразу от лагеря на левом берегу
к перевалу тянется тропа. Все устали после длительных переездов расположились
поближе к костру, погрузившись в свои думы.
…Медленно наступает прохладная Саянская
ночь. На голову падают бледные лучи звезд. Звезд становится все больше, они горят все ярче
словно торопятся воспользоваться темнотой до появления луны. Черные силуэты
скал, похожих на древних старцев,
склонились над нашей стоянкой. Все сковано прохладным дыханием Саянской
ночи. Тихо. Только речка бурчит порожками, лениво перекатываясь через них, да в
лесу рождаются глухие стоны и тогда кажется, что кто-то бесшумно бродит возле
лагеря…
Призыв дежурного к завтраку
заставляет всех покинуть палатки.
Начинается самая трудная часть маршрута – пешеходная заброска, где за 6
дней пути преодолели 3 перевала, каждый из которых пришлось пройти трижды,
возвращаясь, каждый раз за второй порцией груза. На первом перевале с погодой
не повезло, выше зоны леса пошел снег, зато второй и третий преодолевали при
хорошей погоде.
Особенно запомнилось прохождение
второго перевала, где перед взором предстали самые высокие пики Китойских
гольцов. Выходя на седловину, тонут в пространстве соседние отроги, и синева неба простирается до далекого
горизонта. Все шире и величественнее раскрывается перед нами панорама гор, но я
сдерживаю любопытство, стараясь не смотреть по сторонам. Хочется одним долгим,
запоминающим взглядом охватить все с высоты, господствующей над долинами. Трудно
передать радость этой минуты.
Незабываемое чувство восторга, которое охватывает нас всякий раз, когда
достигаешь какой-то своей высоты и видишь своими глазами все то, что еще
недавно казалось недосягаемым. Ради таких минут человеческого торжества, стоит
идти все дальше и выше.
И мы шли медленно, но верно
приближаясь к истокам заветной реки. Спустившись с последнего перевала,
попадаем как бы в оазис. Долина реки Онот резко и контрастно отличается от
предыдущего пути, где долины притоков Китоя заболочены и берега покрыты лесом
Даурской лиственницы и не более. Зато крутопадающая долина Онота поросла
преимущественно мохнатым и пушистым кедром. Природа украсила верхний Онот
скальными утесами и останцами. Воздух здесь свеж и прозрачен. В русле изобилие
невысоких водопадов. По лесу нормальная тропа, где внимание привлекают
суетящиеся бурундуки, посвистывая нам вслед. Так же много черных белочек с
белыми грудками и даже видели красавца соболя. На кедрах достаточно много
шишек, значит живется здесь этим зверушкам неголодно. Пройдя вниз по долине
около часа, выходим к верхнему водопаду, который шестиметровой ступенью падает
в глубокую пенную яму. Это первый
Онотский водопад, он еще маловодный и конечно же на судах непроходимый. Но впереди
эта река насчитывает еще около двадцати водопадов, низший из которых два
метра отвесного падения, а самый высокий 37 метров. Так что можно
облегченно вздохнуть и сказать: «Здравствую долина водопадов! Мы пришли к
тебе». К вечеру организуем базовый лагерь и последующий день занимаемся
постройкой плота и катамарана. Пешеходная заброска закончена.
Начало сплава – Верхний Онот.
Вспугнутой птицей пролетела ночь.
Бодрящей свежестью тянет предрассветный ветерок. Сегодня встал раньше всех,
так-как моя очередь дежурить. Не спеша, развожу костер и вешаю на таган
котелки. Варево несложное – рисовая каша с топленым маслом и сухарями, на
второе чай. Ребята за время пешеходных подходов немного исхудали, так что
аппетит у всех зверский. Варю побольше,
чтоб с добавкой было. Суда собранные стоят у воды и все готово к сплаву.
Специально тяну время, пусть отдохнут подольше. Смотрю вниз по реке и кажется
странным, что где – то далеко – далеко за пределами мрачных ущелий и каньонов
люди живут в спокойствии, страдают бессонницей, излишним весом, едят строго по
расписанию, не знают физической усталости, скал, водопадов, костров. Тишину
нарушает громкое приглашение к завтраку и начинается новый день, первый день
сплава и испытаний на реке.
Первые километры проходятся без
особого удовольствия. Воды мало и на перекатах приходится слазить в воду и
толкать суда. Но вот и верхний километровый каньон. На данном участке несколько
порожков средней сложности и узкие проходы. Катамаран приходится чаще
перетаскивать и толкать, зато плот «Бубель» чудо машина! Пролезает и
протискивается в узких до 1,5
метра проходах
между камней, только бы водный поток был достаточный. Хочется в очередной раз
отдать дань уважения Новокузнецким туристам за изобретение такого судна,
представляющего собой два надутых колеса, соединенных в нижней части рамой. В
колесах снизу сидят рулевые по одному в каждом, центр тяжести всегда внизу (как
у матрешки). Так что, проходя сложнейшие пороги и высокие водопады, бублик,
перевернувшись, сразу же становится на ровный киль, и сплав продолжается.
Гребцы, конечно, пристегнуты ремнями безопасности.
К нижней части каньона подходим
осторожно, так как заканчивается он каскадом двух водопадов, первый из которых,
два метра, а за ним через несколько метров река обрывается восьмиметровой
ступенью, которую еще никто не проходил. Это кульминация каньона. Тщательно
проводим разведку, распределяем страховку и фотовидеосъемку. Двухметровый
проходим без особых осложнений обоими судами.
Затем настает момент истины для плота
«Бубель» и его гребцов – нужно проходить восьмиметровый. Долго настраиваемся
морально. И вот ждать больше нечего, пристегиваемся, распираемся покрепче в
колесах и вперед. Сложный заход через метровый слив и через мгновение летим в
жерло водопада. Передний баллон застревает на несколько секунд в узком скальном
лотке. Сразу же мощным потоком воды заливает заднее колесо, там живет в
невероятных сырых условиях Серега Паршуков. Поток воды полностью скрыл его от
бела света, теперь весь водопад идет через него. Гидравлика все же делает свое
дело и плот со скрежетом прорывается сквозь скальный коридор и продолжает
оставшийся четырехметровый полет в яму под водопадом, затем падение в пенный
котел, где словно в центрифуге крутит баллоны и далее плот благополучно
выплевывает в улово под водопадом.
Эмоции и радость переполняют всех участников группы. В копилку сплава брошена
первая золотая монета высшей пробы. Более сильно ребята стали уверены в
завтрашнем дне. Ночевка ниже водопада на уютной полянке под вековым кедром, где
у яркого костра неоднократно звучали тосты и песни под гитару в честь
первопрохождения.
Часть II.
Онот на
пределе возможного.
Последующая
неделя ушла на прохождение трех каскадов порогов. Это Ильчирский каскад,
протяженностью более трех километров, кульминацией которого является порог высшей
шестой категории сложности с отвесным трехметровым водопадом, где катамаран двойка прошел с килем, но все
закончилось удачно. Далее через несколько километров следует каскад порогов
«Убур - Жалга», где на протяжении 4 километров следует ряд сложных порогов 5-6
к.с., из которых так же можно выделить порог-водопад с высотой падения около
трех метров.
Воды
в реке стало заметно больше, она набрала силу, и в последующем Дабанском
каньоне пороги стали жестче и потенциальнее опаснее, особенно после ночного дождя. Надо еще
отметить, что на реке Онот пороги 5-6 категории сложности имеются и между
каньонами и каскадами, так что даже на коротких расстояниях между каньонами
расслабляться не приходится и это делает сплав психологически тяжелым и
физически предельно трудным. Так что в команде должно быть полное доверие и
взаимопонимание, а стена недоверия – это сложнее стены на горе.
К
середине третьей недели пути осторожно приблизились к кульминационному участку маршрута – каньону
«Чертог». Это пятикилометровый коридор с высотой стен 80 м. Начинается Черог
пятисоткилометровым прорывом, здесь река падает каскадом водопадов, низший из
которых 3,5 метра
и заканчивается 15 метровым мощным водопадом. Смотрим на это зрелище и мурашки
по коже. К этому надо привыкнуть и мы принимаем решение – отдохнуть перед
прохождением и заодно решить все тактические задачи.
Прорыв
был пройден впервые и единожды в 1993 году группой под руководством опытнейшего
туриста из Новосибирска Юрия Гаранина, мне тогда посчастливилось участвовать в
этой уникальной экспедиции, и сейчас я снова у этих водопадов.
На
сегодня назначено прохождение прорыва. Встаю очень рано. Мутно алеет восток.
Робкий свет прорезает стволы кедров. Где-то высоко пролетает ветерок, ласково
касаясь вершин деревьев. Пробуждается лес, шепчутся о чем-то между собой ели, а
ветерок уже далеко впереди и лишь река постоянным ревом напоминает о
предстоящем.
После
завтрака медленно готовим плот, тщательно проверяя каждый узел. Прохождение
такого прорыва возможно только на судне типа «Бубель», не больше и не меньше. В
прорыве восемь водопадов, а на входе мощный порог. К полудню отдаются последние
указания страхующим и фото-видеооператорам и экипаж пошел готовиться к старту.
Первый этап прохождения до чалки – это входной порог и водопад 3,5 метра. Перед стартом
поклонились реке и кинув свои пайки конфет и сухарей в поток Онота, садимся в
судно и хладнокровно отталкиваемся от берега. Все – процесс пошел.
Удачно
проходим порог и входной водопад, где принудительная чалка в улове левого
берега. Все, шутки кончились, следующим будет водопад «Пионер» с отвесным
падением 5,5 метров
и очень жестким и плотным потоком. На входе в него река сжимается до 2,5 метров в который
надо умудриться попасть, а дальше
последствия предсказать трудновато. Под сливом мощнейший пенный котел,
все кипит как в адской сковороде. В нижней части слива поток настолько силен,
что на каждый квадратный метр воды давление в несколько десятков тонн. Перед
стартом адреналина в избытке, в горле непрекращающаяся тошнота. Отталкиваемся
от берега, несколько взмахов веслами, движения отработаны до автоматизма, тело
заранее получило и вызубрило программу мозга. На входе за доли секунды нужно
успеть набрать воздуха, убрать весло в колесо и свободной рукой схватиться за
веревку, привязанную к раме, а во время
полета до предела распереться в колесе и сгруппировать тело до невозможного. И
только после этого можно принять тот мощнейший динамический удар, который
способен сломать позвоночник, выдавить глазное яблоко или же порвать ушные
перепонки.
Вход проходит по запланированному сценарию и
судно летит в белую пучину, Далее мощнейший удар в пенном котле и бублик со
всей своей восьмитонной грузоподъемностью уходит полностью под воду. Далее треск рамы ломающейся как спички,
хотя в средней части диаметр каждого из трех стволов лиственницы и березы
составлял не менее 20 см.
Заднее колесо не выдерживает и лопается. В результате лопнувшее колесо забивает
мощными подводными струями в улово под водопадом. Мое переднее колесо, уже
отделенное от заднего, молотит несколько секунд в пенном котле, воздух
кончается, рука на кнопке ремня безопасности, но водопад, видно насладившись
вдоволь, выкидывает и меня с колесом в улово. Далее дело техники, выбираемся из
улова на скалу и начинаются работы по спасению остатков судна, которые
продолжались около трех часов. В этот день наши приключения закончились. После
стольких водных процедур, ужина и стопки спирта мы уснули крепким сном людей,
которых наконец – то покинули все земные беды.
Весь
последующий день занимались ремонтом и постройкой плота. Ниже водопада «Пионер»
в прорыве два сложных порога со сливами по 3 метра, в последнем из
которых непроход, здесь огромная глыба перекрыла все русло, не оставляя
нормального прохода. Решаем сплав продолжить ниже этой затычки, где предстоит
пройти 7 метровый водопад и трехступенчатый порог со сливами по два-три метра.
Часть III
Наша стихия риск и вода.
В скальных лабиринтах.
Семиметровый водопад гораздо шире, но
в основной струе очень толстый водяной поток делает его достаточно опасным для
прохождения. В группе пока сохраняется боевой настрой и решаем идти эти два
препятствия с промежуточной чалкой подходим к водопаду и летим в белую пучину.
На этот раз полет с семиметровой высоты и мощным ударом в пенном котле
разрывает мое переднее колесо, но рама на этот раз срублена из толстой березы и
остается целой. Медленно всплываю в пенной яме. Все колесо разорвано и
внутренние баллоны беспорядочно торчат во все стороны. Досаде нет предела. Плот
разорван и нас течением относит к следующему порогу. Страховка физически беспомощна,
так как высота скал более 50
метров. Вспоминаю Шекспира : «Ад опустел, все дьяволы
остались здесь», здесь в этом сыром и сером каньоне «Чертог» и смотрят на нас
сквозь стены каньона, злорадно улыбаясь. С Божьей помощью зачаливаем судно в улове правого берега,
глубинища несусветная. Пристегиваю к себе морковку и плыву к ближайшей и
единственной береговой полке, Серега в этот момент страхует. Затем вытаскиваем
плот на полку. Ситуация более чем смешная: вся группа на противоположном
берегу, мы в каньоне с отвесными стенами более 50 метров высотой, не
оставляющими надежду выбраться наверх. Впереди трехступенчатый порог, за
которым через 100 метров
– 15 метровый водопад, в который так не хочется идти. Но решение надо
принимать, все – таки мозги мы не до конца стряхнули в этих водопадах. Просим у
ребят, чтобы нам скинули баллон от катамарана двойки. А далее дело времени.
Руки целы и ноги тоже. Вот эти самые ноги, наверное, даны нам для того, чтобы
мы долго не сидели на одном месте, а две руки, чтобы помогать друг другу.
За
пол часа привязываем гондолу вместо порванного колеса и получается судно-гибрид.
Решаем на нем пройти трехступенчатый порог и далее обнести 15-метровый водопад,
в котором могут полопаться не только баллоны, но и позвоночник высыпаться в
гидроштаны. Группа страховки спускается по левобережному кулуару в каньон под
порог, предварительно повесив веревки. Благополучно проходим порог и
последующий день обносим вещи и суда за водопад.
Ниже
15-ти метрового водопада каньон «Чертог» на протяжении 3,5 километров
изобилует порогами 5-6 к.с., где есть пара водопадов по 2,5 метра, но это уже семечки. Каньон проходим за
световой день обоими судами. В каньоне темные сырые скалы до 80 метров высотой и очень мало солнечного света. Дикая река
несет нас вниз. Мы вместе как заклятые враги. Она на каждом повороте напоминает
нам очередным порогом, что смертны мы, а она вечна.
Ниже
«Чертога» небольшая пятикилометровая передышка по шиверистой реке и чалка перед
«Большим каньоном» Онота, который падает в него 37-ми метровым водопадом.
Водопад впечатляет своей мощью и высотой. Его грохот слышен далеко за пределами
каньона. Облака водяной пыли словно
дождь, взмывают выше скал и играют на солнце, создавая неповторимое зрелище на
протяжении 200-300 метров.
Протяженность
Большого каньона 8 км.
В верхних четырех километрах расположены пороги 5-6 к.с. два из которых
предельно сложные. Обносим суда ниже водопада за 70 метров и спускаем в
каньон по правобережному кулуару с навеской двух веревок. После обноса берем
бивуачное снаряжение, продукты и уходим по тропе вниз вдоль каньона, где на
устье правого притока Элато-Жалга организуем базовый лагерь.
Последующий
день отдыхаем, ловим рыбу (хариус), собираем бруснику и грибы, которых здесь в
изобилии. Ночью пошел дождь, и весь последующий день шел не переставая,
пришлось еще день отдыхать. Но наступает
утро следующего дня, небо синее и нет причин отступать.
Возвращаемся
под водопад, где нас ждут наши суда. Посмотрев каньон ниже водопада и первый
порог, принимаем решение, катамаран двойку в каньон не пускать, а на плоту идти
усиленным экипажем, так как вода поднялась почти на метр. Порог ниже водопада
по нашим сведениям никем нехоженый, здесь русло сужается до 4 метров, и река
обрывается отвесным, мощным водопадом 3,5 метра в пенный котел, который пульсирует в
скалу левого берега и создает напористый прижим к скале на протяжении 10 метров. Далее река на
протяжении 30 метров
мечется в узком скальном коридоре хаотичным потоком с большим падением. Зрелище
конечно не для слабонервных, но идти все-таки на Бублике решились.
Заходим
в порог осторожно, вдоль правого берега, затем, словно в воронку, судно
проваливается в слив. Не смотря на все усилия гребцов, плот прижимает к левой
скале и начинает ломать. Все попытки
уйти от прижима оказались тщетны. Задний баллон затопило полностью в пенном
котле. Меня же, на переднем, наоборот, кверху ногами задрало вверх. Какая-то
дьявольская сила удерживает плот около двух минут в таком состоянии. Серегу
полностью скрыло в потоке. Кровь хлынула в голову, ноги будто вросли в колесо
судна. Неужели конец. Усилием воли глушу нерешительность и начинаю
отталкиваться ногами от скалы. Вскользь глянул на карманы с водными парашютами,
одного нет, его вымыло, стропа натянулась, и он тянет куда-то вверх под скалу
обратным нижним течением, удерживая судно в потоке. Ножом отрезаю основную
стропу парашюта. Серегин баллон со скрежетом и скрипом лопается и уходит
полностью под воду, разворачивая судно. Всплывает он в скальном коридоре ниже
меня, развернув судно на 180 градусов, и мы вырываемся из скальных челюстей
порога. Далее главное зачалиться в каком-нибудь улове, но из-за дождей струя в
каньоне быстрая. Серега, слава Богу, живой и невредимый, правда плывет на своем
разодранном баллоне по грудь в воде. Нас несет в следующий порог – это
неизбежно. Кричу Серому, чтоб отстегивался и перелезал по раме на мое колесо,
что он быстро и делает, все-таки невооруженным взглядом просматривается
подготовка опытного спасателя ВГСЧ. Какая же цепкая жизнь свила гнездо в этом
парне. Входим в шестерочный порог на одном колесе. Кричу: «Держись за раму и не
отцепляйся». Хаотично проходим двухсотметровый порог, проваливаясь в 1,5
метровых сливах и налетая на камни. Пальцы разбиты в кровь, но стоит
отпуститься, потерять самообладание, поддаться слабостям и петля захлестнется в
этой неравной борьбе за жизнь. На наше счастье за порогом глубокий и длинный
плес, где нам всеми правдами не правдами удается зачалиться к левому берегу и
вылезти на полку. По пути сплава до чалки в пороге вырвало внутренний баллон –
камеру.
Настроение
никакое, но рады, что остались живы. Охота быстрее вылезти из каньона и бежать
вниз, прочь от порогов, чтоб глаза больше их не видели, но вылезти не такая уж
простая задача, а вся группа и веревки остались на правом берегу. Разбираем
раму, и остатки судна связываем тюками, веревки с собой нет, зато есть два спас
конца типа «морковка» по 20 м каждый. Связываем их и
начинаем скальное восхождение, на которое ушло около трех часов по 70-ти метровой скале. Нашим крикнули,
чтоб шли в лагерь и собирали там катамаран, а сами с горем пополам, обойдя
сложную часть каньона по кулуару, спустились к реке, где надули целое колесо,
на котором сплавились до базового лагеря.
Здесь
костер, похлебка и крепкий чай от которого, что от добро слова, сердце мякнет, глаза
непроизвольно смыкаются. Ползешь до палатки и в теплый спальник запихиваешь
свое нагруженное и побитое за день тело. Сон испытанное средство против всяких
огорчений, во сне заживают душевные раны и тело набирает новых сил.
Все!
Сложный Онот закончен. Впереди Нижний Каньон, где сосредоточено несколько
порогов средней сложности, один из которых можно выделить – это «Финита» 5-6
к.с., но проходимый на катамаране влегкую. Ниже каньона еще 100 км сплава по шиверистой
реке до поселка Онот. Надо торопиться, подходит месяц нашего путешествия,
продукты на исходе и нужно не допустить голодовки.
Благополучно
пройдя Нижний каньон, чалимся за последним порогом, где последующий день
паримся в походной бане, рыбачим, отдыхаем. Вечер незаметно спустился с далеких
вершин. Заметно мутнеет даль. В небе вспыхнула одинокая звезда. Все пороги
Онота остались выше. Сижу у костра, хочется оглянуться на пройденный путь, проверить без снисхождения свою совесть. Посчитать
успех и потери. Этот путь для меня и моих товарищей был очередным испытанием и
школой. Река измотала нас, она взяла частичку наших душ, но и дала нам очень
многое. За 30 дней пройдено пешком 50 км пути через три перевала с высотами до
2,5 км, 170 км сплава, где пройдено
5 каньонов и 2 каскада порогов, также пройдено 18 водопадов, два из которых
впервые. Поход пройден в полной автономии, и это, на наш взгляд, очень сильно и
это очень честно! Так что цель достигнута, но
одновременно завершено гораздо более величественное. Как прекрасна
теперь будет жизнь.
|